История освоения острова Кильдин в Баренцевом море
с XVI века до наших дней. Исторические факты, мифы, редкие архивные документы, отчеты экспедиций, свидетельства очевидцев, фотографии...

Для всех, кто неравнодушен к истории русского севера!

 
 


   
   
  

 

Кольские карты

 

 
 

Владимир Селин
"Девушка без адреса!"


Владимир Селин

Владимир Селин

СЕЛИН ВЛАДИМИР. Родился я в 1933 году в Ташкенте. В 1956 окончил Рижское ВВМУ подводного плавания. В 1956-1966 служил на ПЛ СФ в разных базах. За время службы на Севере неоднократно обходил о. Кильдин и с севера, и с юга через Кильдинскую салму, много раз стоял на якоре на рейде Могильный...
У Владимира Терентьевича есть свой сайт «Советский подводник», где можно более подробно ознакомиться с биографией автора, просмотреть материалы о подводниках СФ.
О своем посещении острова Кильдин Владимир Селин написал короткий рассказ, который предлагается вашему вниманию.

 

 

«ДЕВУШКА БЕЗ АДРЕСА!»
(Быль)

«Найти человека в Москве не легко,
Когда не известна прописка...», а
Посмотреть фильм на острове
Кильдин, в Баренцевом море...
Прикольно!

В один из дней лета 1957 года меня, как штурмана, послали обеспечивать торпедные стрельбы подводных лодок 161 бригады СФ на торпедолове. Командир торпедолова лейтенант «Х» был в отпуске. Командовал торпедоловом мичман-сверхсрочник. Команда ТЛ маленькая, 5-6 человек. Штурманское вооружение вообще допотопное, даже по тем временам, да к тому же еще и запущенное. Зато скорость торпедолов может развивать примерно до 30 узлов. Имеет три дизеля и небольшую осадку. Погода в этот день была свежая. Лодки были уже в полигонах БП или на подходе к ним. Торпедолов вышел из Екатериненской гавани и взял курс в район маяка Цып-Наволок. Пока шли из Полярного по Кольскому заливу, качка была небольшая. При выходе из Кольского залива за линию остров Торос-маяк Летинский как начало качать! Море было 4-5 баллов по шкале Бофорта.Сильный ветер. Гирокомпас «Гиря-М» показывал «погоду», хорошо работали магнитный компас, лаг и эхолот. Ну и естественно видимость маяков и знаков полуострова Рыбачий, корабля-цели успокаивала несколько меня, как судоводителя. Началась работа в полигонах, Что значит поймать практическую торпеду? Все не так просто! Торпедолов лежит в дрейфе или имеет «самый малый ход»! И ждет. Где всплывет красная головка торпеды. При прохождении дистанции торпеда всплывает и дает фонтан водой и мигает огонь, чтобы легче было ее обнаружить. Качка усилилась. Поймали 4 торпеды, заарканили их и закрепили на слипе. Шторм усилился. У нас вышел из строя один дизель. Плохо дело. Работать в таких штормовых условиях практически невозможно, да и стрелять торпедами тоже. Вышел из строя второй дизель. Командир ТЛ дал семафор на корабль-цель: «Вышли из строя два дизеля. Жду Вашего решения.» Штаб бригады и его руководство приняли решение отменить торпедные стрельбы и временно укрыться в губах и бухтах от непогоды. А нам приказали следовать под одним дизелем на рейд Кильдин Могильный, почему начальство приняло такое решение, одноу бог известно. Ведь проще было идти прямо в Полярный, расстояние примерно одно и тоже. Но приказ,есть приказ и мы его честно исполнили. Читатель вправе спросить, а причем здесь «Девушка без адреса»? А вот причем! Пришвартовавшись к рыбачему причалу на Кильдине Могильном для ремонта дизелей и отужинав мы с командиром ТЛ отправились на остров посмотреть, что и как? И обнаружили, что в местном клубе (райсарае) будет демонстрироваться новый художественный фильм Эльдара Рязанова «Девушка без адреса». Взяв билеты мы с удовольствием посмотрели этот замечательный фильм. А так как ремонт затянулся на двое суток, то вся команда торпедолова посмотрела этот фильм. Через два дня, отремонтировав двигатели нам дали «Добро» следовать в Полярный. На радостях мы врубили средний ход и через Кильдинскую Салму (пролив между островым Кильдин и материком) помчались домой. К вечеру уже отшвартовались у третьего стацинарного причала для выгрузки торпед с торпедолова. Так окончилось мое путешествие на остров Кильдин и его южную часть Кильдин-Могильный. Больше я там никогда не бывал, хотя на рейде Кильдин-Могильный становился на якорь неоднократно, но это уже другие истории и моменты.

НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

НА СТРАНИЦУ "РАССКАЗЫ КИЛЬДИНЦЕВ "

НА ГЛАВНУЮ

 
 
     
© KILDIN.RU 2007-2012
ССЫЛКИ НА НАШ САЙТ СПОСОБСТВУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИИ СЕВЕРА!
ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ПРИ КОПИРОВАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ >>>