История освоения острова Кильдин в Баренцевом море
с XVI века до наших дней. Исторические факты, мифы, редкие архивные документы, отчеты экспедиций, свидетельства очевидцев, фотографии...

Для всех, кто неравнодушен к истории русского севера!

 
 


   
   
  

 

Кольские карты

 

 
 

Остров Кильдин: 1933 - 1945


Поворотным моментом в жизни острова явилось решение о создании Северной военной флотилии 1 июня 1933 года согласно Циркуляра Начальника Штаба РККА. Эта дата является Днем рождения СФ. 15 апреля 1933 г. на север с Балтики по Беломоро-Балтийскому каналу отправляется Экспедиция Особого Назначения ЭОН-1 в составе эсминцев «Урицкий», «Куйбышев», СКР «Ураган», «Смерч», ПЛ «Декабрист» и «Народоволец», и благополучно приходит в Мурманск 5 августа. Начинается строительство военно-морской базы в Полярном. В июле 1933 г. партийно-правительственная комиссия во главе с И.В. Сталиным осматривает места предполагаемого базирования. Начинается строительство баз и аэродромов, создание береговой обороны и судостроительной базы, осваивается и оборудуется морской театр.
Не осталось без внимания и стратегическое расположение острова, на котором в 1933 г. находились только 2 поста наблюдения и связи (ПНиС) и гражданские предприятия. Кстати, пост НиС на Западном Кильдине был создан еще во время Первой мировой войны. На Кильдине в течение нескольких лет создаются батареи береговой обороны, части ПВО, пулеметные и танковые роты, полуэскадрилья самолетов-амфибий МБР-2, лазарет, аэродром, подразделения тыла... Основные строительные работы на острове выполняет 97-ое Строительное Управление Инженерной службы СФ. В 1935 г. начилось строительство 10 батареи в составе двух башен МБ-2-180, в последующем составивших основу 2-го Отдельного артиллерийского дивизиона.

 

2 Отдельный артиллерийский дивизион (2 ОАД) Мурманского Укрепрайона (МУР) СФ создан на базе 10-ой батареи МУР на острове Кильдин. Строительство началось с конца 1935 г.
Основные строительные работы выполнялись Управлением начальника работ № 97 и 115 строительным батальоном. Изготовление конструкций и монтаж башенных установок произведен Ленинградским Металлическим Заводом им. Сталина. Качающаяся часть орудий изготовлена и установлена Ленинградским заводом «Большевик».
Испытания были признаны удовлетворительными (Акт комиссии о приеме от 5.12.37)
В течение 1938-39 гг. Продолжалось строительство командного пункта, дальномерных рубок, системы КПХЗ.

2 ОАД сформирован (в/ч 36188), имея в составе:
башенная батарея №-10 4 орудия 180-мм
открытая береговая батарея №-195 4 орудия 100-мм
52 отдельная пулеметная рота
(Приказ НК ВМФ СССР № 0091-01.08.39 и Ком.СФ №00239 от 03.09.39)

10 батарея укомплектована по штату 14/812 – 191 человек.

Остров Кильдин. На страже севера, 1942

Остров Кильдин. "На страже севера", сентябрь 1942. Фотофонд ЦВММ

При посещении о-ва Кильдин Народным Комиссаром ВМФ СССР Флагманом Флота 2 ранга Кузнецовым Н.Г. было отдано приказание поставить на м.Бык противокатерную батарею. 195 батарея – открытая 100-мм батарея. Руководил работами к-р батареи л-т Эристов и политрук Огнев. Работы выполнены в кратчайший срок. За отличную работу по установке 195 батареи командование МУРа наградило денежной премией 37 человек л/с батареи.

В 1939 г. на о-ве Кильдин была создана отдельная пулеметная рота со штатной численностью 110 человек. К-р л-т Колодницкий, мл. политрук Баранов.

В течение 1940 г. 2 ОАД были приданы открытая береговая 152-мм батарея №-2, к-р л-т Клейменов, дислоцированная в губе Волоковая и 45-мм береговая батарея №-202, к-р мл. л-т Карт, на м. Летинский.

В 1940 г. комиссия коменданта МУР произвела приемку ПУС 10 батареи. Качество монтажа было признано хорошим.

В декабре 1940 г. на 1-2 башнях 10 батареи произведена замена стволов орудий с постановкой под лейнера НИИ-13 на 1-ой башне и замена лейнеров АНИМИ на лейнера НИИ-13 на 2-ой башне.

В период войны с белофиннами на о-в Кильдин были переброшены сухопутные части 14 армии в составе 2 артиллерийского дивизиона 104 артиллерийского полка (к-д ад к-н Егошин), 1 стрелкового батальона 325 стрелкового полка, комбат ст.л-т Артуньян). 6 оазд и все части о-ва Кильдин переведены в оперативное подчинение к-ра 2 ОАД, который являлся начальником гарнизона острова.

Весной 1940 г. сформирована 122-мм батарея №-191 на механической тяге, место – восточный Кильдин. Численность л/с – 121 чел.
К этому моменту началось строительство грунтовой дороги для данной батареи вдоль южного побережья острова. К-р батареи ст.л-т Иванов.

В феврале 1941 с созданием 3 ОАД батареи №-2 и №-202 переданы в 3 ОАД.

В мае 1941 началось строительство бетонного КП.

Остров Кильдин. В боевой рубке МБ-2-180. 1942 г.
Остров Кильдин. 2 ОАД, 1942
"В боевой рубке береговой батареи, где командир капитан Потапов, во время управления артиллерийским огнем. 1942 г. Слева направо: телефонист К. П. Лапшин, капитан М.Т. Потапов и визирщик В. О. Алексеев." Фотограф Н. Веринчук. Фотофонд ЦВММ

К началу войны на Кильдине также находилась и танковая рота. Интересно, что одна из фотографий, хранящихся в Центральном Военно-моском музее, подписана: "Остров Кильдин. Экипажи танков, потопившие огнем своей артиллерии немецкую подводную лодку. 1941 г." Автору сайта не удалось найти документального подтверждения данного факта.

Танки Т-26 на острове Кильдин
Остров Кильдин. Танки Т-26, 1941 г. Фотофонд ЦВММ

Танкисты Кильдина
Остров Кильдин. Экипажи танков, потопившие
огнем своей артиллерии немецкую
подводную лодку. 1941 г. Фотофонд ЦВММ

С началом войны началось форсированное строительство 130-мм открытой батареи №-827 на востоке острова Кильдин. Строили ускоренными темпами л/с батареи и строительство №-97. Материальная часть была установлена за 4 дня.

В июле 1941 на фронт с острова Кильдин убыли: 104 ЛАП, 1 стрелковый батальон 325 сп; на острове осталась 1 стрелковая рота для охраны складов.

В июле-августе 1941 г. на остров переведена полуэскадрилья МБР-2 с базированием в бухте Могильной. К-р капитан Жаров. Для обеспечения полуэскадрильи, осуществления связи, наблюдения за акваторией и опознования создается пост НиС "Кильдин Могильный".

МБР-2 на боевом курсе
МБР-2 на боевом курсе. Фотофонд ЦВММ

Остров Кильдин. Швартовка МБР-2
Остров Кильдин. Бухта Могильная.
Швартовка МБР-2. 1942 г. Фотофонд ЦВММ

 

12 сентября 1941 г. на фронт отправлена 191 батарея.

В марте 1942 г. на обеих башнях 10 батареи заменены снарядные полки завода им. Сталина на полки конструкции инженера Былеева.

В марте 1942 г. демонтировано одно орудие 195 батареи и передано на СКР «Ураган» 8.04.42

Остров Кильдин. Политинформация в ББ
Военком береговой батареи старший политрук И. А. Плотицын проводит политинформацию. Фотограф Н. Веринчук. 1942(?) г. Фотофонд ЦВММ

К началу Великой Отечественной войны аэродромная сеть СФ была представлена одним почти необорудованным базовым аэродромом Ваенга-1 и двумя оперативными площадками «Пумманки» и «Титовка», которые оказались близко к линии фронта. Ваега-2 находилась в процессе строительства. В конце 1941-начале 1942 было отправлено 2 экспедиции с заданием обследовать восточное побережье Кольского п-ва и изыскания площадок, пригодных для строительства аэродромов. В результате работы этих экспедиций были изысканы 4 площадки: «Пумманки», «Кильдин», «Териберка» и «Зубовка». Для аэродрома "Кильдин" выбрали ровную террассу на юге острова, прикрытую скалами с севера. Так как аэродром "Кильдин" проектировался с естесственной грунтовой ВПП, то уже к концу лета 1942 г. объект был готов.

На одной из аэрофотокарт Люфтваффе, снятой в апреле 1944, описаны самолеты и объекты аэродрома:

Разведка Люфтваффе
Аэродром острова Кильдин. Аэрофотосъемка Люфтваффе 11.02.44
(все кильдинские карты Люфтваффе на сайте "Кольские карты")

 

6 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (озад) сформирован 29.02.40 на базе 4 озад Приказ Ком.СФ № 056-26.02.40. На вооружении 6 озад состояли: 20-мм пулеметы "Эрликоны", 25-мм автоматические пушки, зенитные пушки калибра 45 и 76,2 мм.

Расчет зенитного пулемета
Расчет зенитного пулемета младшего сержанта Б. М. Струве-Смирнова по воздушной тревоге готов открыть огонь, 194?. Фотофонд ЦВММ

В 1941-42 г. состав 6 озад входили следующие батареи:

м.Бык: 62 батарея 4-76 (4 орудия 76 мм)
м.Пригонный: 64 батарея 6-45, батарея б/н 6-20 ("Эрликон")
Кильдин-Восточный: 543 батарея 4-76

...но уже в 1942 г. Комиссия по выбору огневых позиций для зенитных батарей выбрала еще 2 огневых позиции:
Кильдин Восточный
А) Огневая позиция для батареи 3-хорудийного состава 25-мм автоматических пушек выбрана на высоте 254.7 Ш=69.21.55, Д=34.01.49. Обстрел на 360. Требования: построить площадки для орудий, землянки для л/с и боезапаса. Вода из питьевого озера в 300 м.
Б) Огневая позиция для батареи 3-хорудийного состава 25-мм автоматических пушек выбрана на высоте 254.7 Ш=69.21.15, Д=34.02.55. Обстрел на 360. Требования: построить площадки для орудий, землянки для л/с и боезапаса. Вода - водопровод.

В 1943 г. в северо-западной части острова была установлена РЛС «РУС-2» №-75. Точность по высоте +-500-1000 м, по количеству +- 2 самолета. Станция №-75 поступила без генераторных ламп «Г-499» и работала на лампах «ГУ-500» в неполном режиме.

Расположение военных объектов на острове Кильдин в период 1941-1943 г.г. нанесены на следующей карте (нажать для увеличения):

Расположение военных объектов на о.Кильдин, 1941-1943

 

1 декабря 1944 г. произведен монтаж радиолокационной станции «СА №-1-МК-II» для обеспечения стрельбы береговых батарей, в апреле 1945 РЛС принята в эксплуатацию.

В 1944 г. к-ром 2 ОАД назначен п/п-к Радовский.

Командиры 2 ОАД:

1939-1944 к-н Пономаренко Петр Петрович
1944-1947 п/п-к Радовский
1947-1949 м-р Гапон
1949-1951 м-р Мирошниченко Георгий Дмитриевич
1951-1955 м-р Малеев Анатолий Алексеевич

 

Основные тактико-технические данные МБ-2-180

Калибр 180 мм
Длина орудия 57 калибров
Максимальный угол возвышения + 50, -1,5 град
Максимальная начальная скорость 920 м/с
Максимальная дальность стрельбы 211 кбт
Число л/с, обслуживающего башню 55 чел.
Максимальная скорость 5,5 выстр./мин

Радиус обметания по стволам 9845 мм
Радиус обметания по вращающейся броне 3560 мм
Количество электродвигателей 10 шт.
Общий вес башенной установки 357 т

Полная длина ствола 10345 мм
Длина лейнера 10160 мм
Крутизна нарезов 25 клб
Длина нарезной части 8267 мм
Число нарезов 40
Глубина нарезов 2% (3,6 мм)
Ширина нарезов 8,9 мм
Ширина полей 5,24 мм
Вес лейнера 1250 мм
Вес ствола с затвором 17330 кг
Вес снаряда 97,5 кг
Вес заряда (средний) 37,5 кг
Начальная скорость 920 м/с
Живучесть ствола 320 выстр./мин

Толщина бронирования
Качающийся щит 38 мм
Лобовые плиты 203 мм
Задние плиты 203 мм
Боковые плиты 203 мм
Крыша 152 мм
Неподвижная броня 203 мм

Вес качающейся части (1 орудия) 28 т
Вес вращающейся части башни 278,5 т
Вес неподвижных частей башенной установки с броней 30 т
Вес неподвижной брони 75 т
Вес вращающейся брони 100 т
Общий вес башенной установки 357 т

 

Остров Кильдин. МБ-2-180

Остров Кильдин. Южная башня МБ-2-180. Фото ДК, 2007

Материалы:

1) Центральный Военно-морской архив:
Ф.767, оп.2, д.6
Ф.767, оп.2, д.48
Ф.1967, оп.016506, д.1-3
Ф.1972, оп.016513, д.1-2
2) Центральный Военно-морской музей:
Фотографии фотофонда;
Справочник по артиллерии ВМФ Союза СССР. Часть 1. Материальная часть артиллерийских установок. Управление Военно-морского издательства НК ВМФ Союза СССР. М., Л., 1944.

НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

НА ГЛАВНУЮ

 
 
     
© KILDIN.RU 2007-2012
ССЫЛКИ НА НАШ САЙТ СПОСОБСТВУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИИ СЕВЕРА!
ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ПРИ КОПИРОВАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ >>>